Логотип

Ребенок и другие люди

 

Консультация для родителей на тему: «Ребенок и другие люди»

Дошкольный возраст - важнейший период формирования у детей знаний о правилах безопасного поведения. Это период развития личности, когда ребёнок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых - родителей и педагогов. Современных детей необходимо обучать особым навыкам основ безопасности, чтобы они смогли избежать самых разнообразных опасностей. Мы должны научить детей оценивать окружающую обстановку, определить потенциальную опасность или подозрительную ситуацию и адекватно на неё реагировать. Ребёнок должен понимать, что именно может быть опасным в общение с другими людьми.

Все мы знаем, что правила поведения и меры безопасности напрямую связаны с условиями, в которых находится человек. Современный город и сельская местность, привычная домашняя обстановка - диктуют различные способы поведения и меры предосторожности. Зачастую, оказавшись в различных неожиданных ситуациях на улице или дома, дети могут растеряться. Как обеспечить безопасность ребёнка? 

Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями

Ребенок должен знать информацию о себе: имя, фамилию, адрес и номер телефона.   Обозначьте для ребенка границу «свой - чужой»: установите правила относительно незнакомцев и следите за их выполнением.

Объясните ребенку: чужой – это любой человек, которого он не знает (независимо от того, как он себя ведет, кем себя представляет).

Для формирования более точного понимания того, кто является "своим” и "чужим” человеком, попросите изобразить на одном рисунке тех людей, кого они считают "своими” (мама, папа, бабушка и т. д.), а на другом рисунке – чужих, посторонних (продавца, прохожего и т. д.). Если ребёнок изобразил на первом рисунке, помимо членов семьи, кого-то еще, например: воспитателя, подругу мамы, друга – объясните, что такие люди называются "знакомыми”. Предложите нарисовать их на третьем рисунке. Не помешает провести несколько обучающих экспериментов, чтобы проверить усвоение этих правил. Например, мама или папа могут договориться со своим знакомым, которого ребенок не знает, чтобы он попробовал познакомиться с малышом, пригласить его пойти с собой. После эксперимента, конечно, нужно разобрать с ребенком его реакцию. Если ребенок остается один дома: он должен четко понимать, что дверь нельзя открывать  никому кроме мамы (папы, бабушки – оговорите круг лиц).

Ребенок должен понимать, что именно может быть опасным в общении с другими людьми. Можно использовать примеры из знакомых сказок и литературных произведений. Большинство детей считает, что опасными являются люди с неприятной внешностью или неопрятно одетые. Хорошим подтверждением несовпадения  приятной внешности и добрых намерений является «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина.

Детям необходимо помнить, что они должны спросить разрешения у родителей или людей, их опекающих, прежде чем принять от кого-то конфету или подарок. Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй. Чудище в «Аленьком цветочке» оказалось добрым,  заколдованным принцем. 

Следует рассмотреть и обсудить возможные ситуации насильственного поведения со стороны взрослого (хватает за руку, затаскивает в машину) и объяснить детям, как следует вести себя в подобных ситуациях. Каждый раз, когда лиса хватала петушка, он кричал: «Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы! Котик-братик, выручи меня!» Защитное поведение целесообразно отрабатывать в ходе специальных тренингов. Дети должны знать, что им надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих: «На помощь, помогите, чужой человек».

Существует такое правило безопасности: родители всегда должны знать, где находятся дети, а детям нельзя никуда уходить без разрешения родителей, взрослых. Примером для детей является сказка «Колобок»

Дети должны понять, что опасность подстерегает не только на улице, но и дома. Необходимо разъяснить, нельзя входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых;  нельзя открывать дверь чужим, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени. Целесообразно разыграть разные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома с взрослыми. В итоговый тренинг следует включить разного рода «уговоры», привлекательные обещания. Возможные реальные ситуации могут подкрепляться соответствующими сказочными сюжетами, например «Волк и семеро козлят». В процессе обсуждения объясните, что не надо разговаривать с чужим человеком на улице, если ребёнок один или в компании сверстников, но без взрослых.

Знание правил поведения на улице помогут найти выход из созданного затруднительного положения, а научить этому детей можем только мы – взрослые, родители. Объясняйте правила поведения в опасной ситуации:
- не соглашайся никуда идти с чужими, как бы они не уговаривали и чтобы - не предлагали
- не разговаривай с незнакомым человеком, не отвечай на его вопросы;
- не гуляй один в безлюдных местах;
- не гуляй с наступлением темноты;
- если кто-то незнакомый человек тебя тащит за руку или хочет посадить в машину – кричи, сопротивляйся, зови на помощь: «Помогите, ко мне пристаёт чужой человек! На помощь!»

Советы родителям:
1. Родителям необходимо рассмотреть с детьми типичные опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.  
2. Следует рассмотреть с детьми и обсудить возможные ситуации насильственного поведения со стороны взрослого. Необходимо объяснить детям, как следует вести себя в подобных ситуациях.
3. Ребенку нужно объяснить, что он должен уметь сказать «нет» другим детям, которые хотят втянуть его в опасную ситуацию.  
4. Необходимо разъяснить детям, что опасности могут подстеречь их не только на улице, но и дома, в подъезде, поэтому нужно ходить всегда с родителями.
5. Необходимо разъяснить детям, что нельзя открывать дверь чужим, незнакомым людям.

Ребенок, имеющий четкие ориентиры относительно того, что называется «достойным поведением незнакомого человека», сможет отличить нездоровое внимание от проявления дружелюбия. Обученный родителями, педагогами, он сможет проявить максимум осторожности в первом случае и не пугаться понапрасну во втором.  
Не жалейте времени на детей, занимайтесь с ними!

 

«Ребенок и другие люди»

Если ребенок самостоятельно ходит один по улице, играет во дворе, остается один в доме, необходимо обучить его нескольким правилам безопасного общения с незнакомцами, а именно - о несовпадении приятной внешности и добрых намерений.  Большинство детей считает, что опасными являются люди с неприятной внешностью или неопрятно одетые. Некоторые думают, что опасность представляют прежде всего мужчины («дядя с бородой»), а молодые, хорошо одетые, симпатичные женщины, девушки или юноши не могут причинить вред так же, как и любой человек с открытой, дружелюбной улыбкой. В подтверждение можно использовать примеры из знакомых сказок и литературных произведений («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина – мачеха, прикинувшаяся доброй старушкой; Золушка одета в лохмотья, но была доброй; Чудище в «Аленьком цветочке» оказалось заколдованным принцем).

Оставаться все время с друзьями, с людьми.

Немедленно отойти от края тротуара, если рядом притормозила машина или если она медленно едет следом. Что бы не говорил водитель, нужно держаться от машины подальше.

Уйти подальше от незнакомца, который подозрительно смотрит или хочет приблизиться. Нужно быть готовым позвать на помощь.

Не садиться в машину к незнакомому человеку, если он приглашает покататься.

Никуда не ходить с незнакомым взрослым (если он обещает подарить игрушку, конфету или показать что-то интересное, представляясь знакомым родителей или сообщая, что он действует по их просьбе).

Если незнакомый взрослый хватает за руку, берет за руку, берет на руки, затаскивает в машину, подталкивает в подъезд или какое-либо строение, надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих: «На помощь, помогите, чужой человек!».

Уметь сказать «нет» старшим ребятам, которые хотят втянуть в опасную ситуацию (например, зовут пойти посмотреть, что происходит на стройке; разжечь костер, забраться на чердак дома и вылезти на крышу; спуститься в подвал; поиграть в лифте; «поэкспериментировать» с лекарствами и пахучими веществами; залезть на дерево; забраться в чужой сад или огород; пойти в лес или на железнодорожную станцию).

Не входить в подъезд одному, без родителей или без знакомых взрослых.

Не открывать дверь чужим, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут.

Целесообразно разыграть разные ситуации: ребёнок дома один; ребёнок дома с друзьями, братьями, сёстрами; ребёнок дома со взрослыми. В игровой тренинг необходимо включить разного рода «уговоры», привлекательные обещания. Разыгрываемые ситуации могут подкрепляться сказочными сюжетами («Волк и семеро козлят»).

 

 

 

Ребенок дома

Дорогие мамы и папы!

Будем реалистами: ребёнку уже в дошкольном возрасте приходится сталкиваться со многими опасностями. Вы перекроете газ, спрячете спички, горючие вещества (и это правильно!), но заглянет соседский мальчишка с зажигалкой… Вы устроите в лесу костёр по всем правилам, но оглянуться не успеете, как ваше активное чадо выхватит из него горящую ветку…

Вспомните свое детство: сколько огненных экспериментов творит ребятня! Дети все, что можно, проверяют на горючесть, способность плавиться, взрываться , взлетать, рассыпать огненные искры. Взрослые зачастую и не подозревают, как далеко продвинут в пиротехнических вопросах их сын. Иногда и девочки не исключение. Правда, чаще они всё же выступают в роли почётных зрителей, ради которых мальчишки готовы на любой риск. К сожалению, дети, не представляют себе последствий происходящего. Паника – их естественная реакция на вспышку огня. Они убегают, прячутся, открывают окна и двери, впуская огонь и дым, - словом, делают всё, чего делать нельзя.

Так что самое разумное – возглавить «огненное» образование своих детей. Используйте интерес ребёнка, тем более что разговор об огне поможет ему многое узнать о его природе и «повадках», а знания и навыки, приобретённые в совместной игре на «огненно-пожарную» тему, станут для школьника реальной, внутренне осознанной защитой от беды.

Читать книгу надо вместе с ребёнок. Относитесь к этому творчески – моделируйте ситуации, приводите свои примеры, сочиняйте истории и сказки. Незаметно, в игре, многие ваши «нельзя» превратятся в «можно, но вместе со мной».

Ваши уроки безопасности, может быть, важнее любых других, потому что учат малыша защищать свою жизнь. Постарайтесь избежать занудных нравоучений, делайте занятия короткими, прерывайте их на самом интересном месте, чтобы ребёнок с нетерпение ждал продолжения.

 

 

Комментарии для родителей

Объясните ребёнку, как огонь-помощник превращается во врага – пусть у него возникнет к огненной стихии здоровый страх, смешанный с уважением.

Уберите подальше спички, зажигалки, аэрозольные баллончики. Объясните, как опасно бросать с балкона горящие спички, зажжённые бумажные самолётики и т.д.

Изучите правила безопасного обращения с пиротехническими игрушками и расскажите о них детям. Что бы ребёнок не считал родителей перестраховщиками, расскажите ему историю о том, как в старину от копеечной свечки Москва загорелась – пожар получился страшный, пострадали даже Кремль и Царь-колокол.

Используйте время проведённое в лесу, что бы объяснить, как действовать во время грозы и пожара. Затевая костёр, показывайте ребёнку: «Давай расчистим место для костра. Что бы огонь не сбежал, обложим его вокруг землёй, а ещё лучше – сделаем неглубокую канавку…

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЗНАНИЙ ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

 

Расскажите ребенку о правилах пожарной безопасности.

Не секрет, что пожары чаще всего происходят от беспечного отношения к огню самих людей.

Значительная часть пожаров происходит в жилье. Здесь гибель и травматизм людей от дыма и огня составляет 9 случаев из 10. По данным Центра пожарной статистики в России при пожарах среди 1 миллиона потерпевших погибает более 100 человек. Это в 6 раз больше, чем в США.

Основными причинами пожаров в быту являются: неосторожное обращение с огнем при курении и приготовлении пищи, использование электробытовых приборов, теле-, видео- и аудиотехники, не адаптированной к отечественной электросети или неисправных, проведение электросварочных работ при ремонтных работах в квартирах, детские шалости с огнем:

 

Пожарная безопасность в квартире:

Не балуйся дома со спичками и зажигалками. Это одна из причин пожаров.

Не оставляй без присмотра включенные электроприборы, особенно утюги, обогреватели, телевизор, светильники и др. Уходя из дома, не забудь их выключить.

Не суши белье над плитой. Оно может загореться.

Не забывай выключить газовую плиту. Если почувствовал запах газа, не зажигай спичек и не включай свет. Срочно проветри квартиру. Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома без взрослых.

 

 

Пожарная безопасность на даче:

На даче без взрослых не подходи к печи и не открывай печную дверцу. Оттуда могут выскочить раскаленный уголек или искра и стать причиной пожара.

Никогда не прикасайся голыми руками к металлическим частям печки. Ты можешь получить серьезный ожог.

Не трогай без разрешения взрослых печную заслонку. Если ее закрыть раньше времени, в доме скопится угарный газ, и можно задохнуться.

 

 

Пожарная безопасность в лесу:

Пожар - самая большая опасность в лесу. Поэтому не разводи костер без взрослых.

Не балуйся с огнем. В сухую жаркую погоду достаточно одной спички или искры от фейерверка, чтобы лес загорелся.

Если пожар все-таки начался, немедленно выбегай из леса. Старайся бежать в ту сторону, откуда дует ветер.

Выйдя из леса, обязательно сообщи о пожаре взрослым.

 

 

Если начался пожар, а взрослых дома нет, поступай так:

Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло, заливая водой или засыпая песком.

Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону `01` или попроси об этом соседей.

Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону `01` и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого зови из окна на помощь соседей и прохожих.

При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре гибнут от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу дыма меньше.

Если в помещение проник дым, надо смочить водой одежду, покрыть голову мокрой салфеткой и выходить пригнувшись или ползком.

Обязательно закрой форточку и дверь в комнате, где начался пожар. Закрытая дверь может не только задержать проникновение дыма, но иногда и погасить огонь.

Наполни водой ванну, ведра, тазы. Можешь облить водой двери и пол.

 

 

При пожаре в подъезде:

Никогда не садись в лифт. Он может отключиться и ты задохнешься.

Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти.

Запомните самое главное правило не только при пожаре, но и при любой другой опасности:

"Не поддавайтесь панике и не теряйте самообладания!"

 

 

Ребенок и природа


Правила поведения в лесу:

Предупредите кого-нибудь из близких или друзей о том, что отправляетесь в лес с детьми на прогулку или пикник.

Продумайте заранее, что взять с собой: спички, компас, нож, зонт, дождевой плащ, заряженный сотовый телефон, карту и т. д.

Наденьте яркую одежду, легкую и удобную обувь. Желательно, чтобы на одежде были приметные рисунки, светоотражающие элементы.

Возьмите с собой теплую одежду, если планируете длительную прогулку в лесу.

Проведите с детьми беседу перед прогулкой на природу и инструктаж по правилам поведения в лесу.

Не отпускайте детей одних в лес на прогулку.

Следите за передвижением детей во время прогулки, не упуская их из виду.

Делайте перекличку, в т. ч. в игровой форме, и пересчет группы, если детей много.

Ведите себя тихо в лесу, чтобы не пугать лесных жителей.

Объясните детям, что в лесу нельзя рвать цветы, ломать деревья, ловить насекомых ради забавы.

Напомните им о том, что нельзя пробовать на вкус ягоды, растения, грибы, а также приближаться к животным.

Не мусорите в лесу.

Не сжигайте мусор из пластмассы, полиэтилена и других подобных материалов. Заберите его с собой. Бумажные обертки, салфетки, тканевые тряпки можно сжечь.  

Не бросайте горящие спички и окурки, бутылки или осколки стекла. Все это может спровоцировать пожар в лесу.  

Не разводите костры в местах с сухой травой и не выжигайте траву под деревьями, на полянах, стерню на полях.  

Если вы обнаружили очаг небольшого пожара, который оставили другие отдыхающие, попытайтесь погасить его с помощью подручных средств (земли, воды, веника из зеленых веток, одежды).  

Разводите костер для приготовления пищи и обогрева на открытой поляне. Окольцуйте место для разведения костра минерализованной полосой шириной не менее 0,75–1 м. Не забудьте о первичных средствах пожаротушения (2–3 лопаты, ведра).  

Не используйте для розжига костра легковоспламеняющиеся и горючие жидкости и не оставляйте без присмотра недогоревший костер.  

Не подпускайте детей близко к огню и горячим предметам.

Засыпьте костер землей или залейте его водой до полного прекращения тления перед уходом домой.  

Расскажите детям о том, как обозначить свое местоположение в лесу, если потерялся.  

Не уходите с места, где остановились, если кто-либо из компании потерялся. Попытайтесь докричаться до него.  

Не паникуйте, если заблудились. В спокойном состоянии вы быстрее найдете дорогу

Попытайтесь определить направление, откуда вы пришли.  

Прислушайтесь, возможно, вы услышите крики людей, шум машин.  

Идите по течению воды, если находитесь у водоема.

Ориентируйтесь по деревьям, мху, растениям: мхи и лишайники растут с северной стороны деревьев; годовые кольца на пнях толще с южной стороны; кроны деревьев с южной стороны гуще; муравейники располагаются на южной стороне деревьев и пней.

Звоните родным или в службу спасения (телефон 112 или 101), если самостоятельно выбраться из леса не получилось.

 

Памятки для родителей:

- Будьте осторожны на воде

Буклет - поведение на воде

Лето - пора путешествий

- Талая вода

- Паводок

 

 



 

 

Эмоциональное благополучие ребенка