Logo

 

Эссе «Я – педагог»

 

        Автор: Волкова Екатерина Александровна, воспитатель 1 квалификационной категории МДОУ Детский сад №104 «Звоночек» г. Волжский Волгоградской области.

 

«Детство – это цветущий луч, залитый солнцем,

По которому бежишь без оглядки к далекому горизонту.

И как важно, чтобы рядом с тобой был

Любящий и опытный поводырь».

А.И. Баркан

 

         Если бы 10 лет назад в школе мне сказали, что я буду работать в детском саду воспитателем, я бы не поверила. В детстве я  мечтала стать врачом - хирургом. Но судьба распорядилась так, что я пришла работать в детский сад.  Почему я выбрала этот путь? Почему решилась пойти по нему? Однозначного ответа нет. Эти вопросы я задавала себе постоянно, на протяжении нескольких лет. Встреча с одним человеком, раз и навсегда развеяла мои сомнения и ответила на все мои вопросы. Этим человеком был Шалва Александрович Амонашвили. Я услышала его слова о том,  что случайных людей в педагогике не бывает. Раз я пришла в эту профессию, значит, так было угодно Богу. 

         После того, как я окунулась в этот мир, с его сложной, интересной, многообразной жизнью, я поняла, что иду верной дорогой, что это мой путь. Пусть он тернист, извилист, полон неожиданных поворотов, но он привлекает меня своими яркими красками: детской непосредственностью, смехом, пытливым взглядом, искренним отношением к миру.  Всё это дает мне силы для преодоления трудностей, которые возникают в моей работе.

Благополучное детство и дальнейшая судьба маленького человека во многом зависит от мудрости, огромного терпения, заботливого внимания, творческого потенциала и профессионального мастерства воспитателя. Очень важно, чтобы каждый ребенок в детском саду чувствовал себя важным, нужным, любимым, талантливым. Чтобы рядом с ним находились те люди,  которым он доверяет, с которыми ему комфортно и интересно. Поэтому воспитатель должен быть «от Бога»: уметь любить, слышать и видеть каждого. И, конечно, быть творческим, эрудированным, открытым ко всему новому и учиться у детей и вместе с ними.

         Дети дошкольного возраста исследователи по природе своей. Любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать – важнейшие черты детского характера. Они постоянно тянутся ко всему новому, неизвестному, жаждут ярких впечатлений. Детям нужно дать  почувствовать вкус к новым открытиям. Это возможно, если воспитатель будет  партнёром в общении и деятельности с детьми. Важно, не только  учить детей, но и самой учиться у них.  И здесь я не могу не согласиться с высказыванием К.Д. Ушинского: «Учитель живёт до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться – в нём умирает учитель». Всё это требует  от воспитателя определенного уровня профессиональной педагогической компетентности. На мой взгляд, воспитатель и ребёнок равноправны и равноценны как личности, но   у каждого свой путь, своя траектория развития. Надо позволить каждому ребёнку быть самим собой, помочь проявить лучшие свои качества, научить радоваться каждому дню. И тогда душа и сердце его откроются нам, и раскроются все способности и таланты.  

          К. Д. Ушинский сравнивал личность педагога с плодотворным лучом солнца. Он подчеркивал: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер». Педагог непрерывно влияет на всех детей сразу и на каждого из них в отдельности: словом, жестом, действием, молчанием. Воспитывает каждая мелочь, каждое движение души педагога. Очень точно подметил эту особенность А.С. Макаренко: «Не думайте, - говорит он, - что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету - все это имеет для ребенка большое значение».

         Я, как мама прекрасно понимаю беспокойство и тревогу родителей, доверяющих своего ребенка детскому саду. Поэтому несу огромную ответственность за здоровье и безопасность их детей, используя «психологию доверия», поддержку уверенности в хорошем отношении с моей стороны к их детям. Линия поведения с родителями не остается неизменной. Она постоянно совершенствуется. И стимулом для её совершенствования является совместная деятельность. Ведь только совместными усилиями можно воспитать личность. Очень приятно, когда родители откликаются на просьбы воспитателя, прислушиваются к его рекомендациям, понимают значимость совместного воспитания детей.  

        Сегодняшнее время – время инновационных технологий, но никакая технология не заменит тепла души, которое появляется в процессе взаимопонимания. Я стараюсь отдать своим детям частичку души и тепла, которая им так необходима. И пусть моя любовь согреет их в трудную минуту, пусть знания, данные мною, помогут обрести место в жизни, пусть человеческие качества, привитые мною, помогут выстоять и победить.

        Быть воспитателем в современных условиях сложно и ответственно, так как нужны не только всесторонние знания, опыт, но и огромное терпение. Необходимо постоянно находиться в творческом поиске, вносить в работу что-то новое. Наша профессия нужна и даёт обществу детей, подготовленных к дальнейшей жизни, уверенных в себе, желающих учиться дальше.

        Почему я выбрала профессию воспитатель? Ответ очень прост. Я люблю детей! Я могу назвать себя счастливым человеком, отдающим свои знания, свою энергию, свою любовь детям. Всё хорошее, доброе, светлое, что есть во мне, я дарю и просто отдаю им, своим дошколятам. А взамен я получаю больше: их доверие, откровения, радость, маленькие тайны и хитрости, а самое главное любовь. Дети – самая большая ценность на земле, это то, во имя кого мы живём.

        Я горжусь, что причастна к становлению личности, оказанию помощи родителям в адаптации детей к дальнейшей жизни в современном обществе.

      Работа педагога – это постоянное саморазвитие, самообразование, непрерывное образование. Посещение различных семинаров, курсов, мастер-классов – ещё одна составляющая моей профессии. И если ты не стремишься к самосовершенствованию, успешным в профессии ты вряд ли станешь. Дарите  свет своего душевного тепла детям, ведь именно они смогут сделать наш мир прекраснее и светлее!  Дети – это наше будущее, и от нас зависит, каким оно будет! Может быть, в этом и заключается призвание  «Быть педагогом!»  Хочется верить, что все задуманное мной получится.

 

Каким быть должен воспитатель?

Конечно, добрым должен быть!

Любить детей, любить ученье,

Свою профессию любить!

Каким быть должен воспитатель?

Конечно, щедрым должен быть!

Всего себя без сожаленья

Он должен детям подарить!

 

Я – воспитатель! Я горжусь своей профессией!